Главная - Алименты - Международное экологическое право акты в сфере леса

Международное экологическое право акты в сфере леса


международное экологическое право акты в сфере леса

В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух – это жизненно важный компонент окружающей природной среды, который представляет собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

В целях его охраны государством проводятся следующие мероприятия:

1) нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух – установление гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха и предельно допустимых уровней физических воздействий на него;

2) установление нормативов выбросов и воздействий – технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов;

3) государственная регистрация вредных и потенциально опасных веществ;

4) выдача разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ и на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, устанавливающих предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. За выдачу разрешений взимаются сборы;

5) установление требований к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.

Виды воздухопользования:

1) пользование воздухом для жизнеобеспечения людей и других организмов;

2) пользование воздухом для производственных нужд в качестве сырья;

3) пользование атмосферой для выброса загрязняющих веществ и поглощения вредных физических воздействий;

4) пользование атмосферой в целях искусственного изменения погоды, климата, предотвращения природных катаклизмов.

В целях сохранения благоприятного качества атмосферного воздуха государством предусмотрены следующие нормативы воздействия на атмосферный воздух:

1) производственные нормативы – предельно допустимые выбросы (ПДВ) загрязняющих веществ; нормативы шумового, теплового, вибрационного, радиационного, электромагнитного и других физических воздействий; временно согласованные выбросы (лимит) загрязняющих веществ;

2) территориальные нормативы – величина критических совокупных нагрузок на атмосферный воздух от различных хозяйственных и иных объектов с учетом трансграничного и межрегионального переноса загрязняющих веществ в пределах территориально—административного образования.

Наряду с этим устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) различных загрязняющих веществ и для каждой модели транспортных и иных передвижных средств.

В целях поддержания качества атмосферного воздуха на безопасном для людей уровне органами специализированного контроля производится государственный учет неблагоприятных воздействий на него, а также наблюдение за состоянием атмосферного воздуха и источников его загрязнения.

Содержание:

Российская Федерация и её участие в международном сотрудничестве[править|править код]

Российская Федерация является участницей, в частности, следующих из перечисленных в предыдущих разделах соглашений:

  1. Конвенция по защите природной морской среды района Балтийского моря (c 1974 года);
  2. Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом, в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция)(с 1976 года);
  3. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения (с 1976 года);
  4. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (c 1979 года);
  5. Конвенция по защите озонового слоя и Монреальский протокол (с 1986 и 1988 года, соответственно);
  6. Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения (с 1992 года);
  7. Конвенция о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов (c 1994 года);
  8. Конвенция о биологическом разнообразии (с 1995 года);
  9. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспо, с 1997 года);
  10. Протокол между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики об охране тигра (Пекин, 1997 год);
  11. Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря (c 2003 года);
  12. Киотский протокол по ограничению парникового эффекта (Япония, Киото). Ратифицирован Россией в 2004 году. Вступил в силу 16 февраля 2005 года;
  13. Конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле (c 2011 года);
  14. Конвенция о стойких органических загрязнителях (с 2011 года).

Кроме этого, Российская Федерация — участница Конвенции ООН по морскому праву, Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78), Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года, Конвенции относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 года, Международной конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года и ряда других морских конвенций.

Российская Федерация — наблюдатель в:

  1. Конвенции об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе 1979 года;
  2. Конвенции по сохранению мигрирующих видов диких животных 1979 года.

25. Сферы государственного правления в области использования и охраны водных объектов.

Существуют следующие сферы государственного управления в области использования и охраны водных объектов:

1) водохозяйственные балансы – расчетные материалы, которые сопоставляют потребность в воде с имеющимися на конкретной территории водными ресурсами;

2) схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов – систематизированные материалы исследований и проектных разработок о состоянии водных ресурсов и перспективном использовании и охране водных объектов;

3) федеральные программы по использованию, восстановлению и охране водных объектов;

4) государственный мониторинг водных объектов – система регулярных наблюдений за гидрологическими или гидрогеологическими и гидрогеохимическими показателями их состояния, обеспечивающая сбор, передачу и обработку полученной информации в целях своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения вредных последствий и определения степени эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий;

5) государственный учет поверхностных и подземных вод – систематическое определение и фиксация в установленном порядке количества и качества водных ресурсов, имеющихся на данной территории;

6) Государственный водный кадастр – свод данных о водных объектах, об их ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях, основа для принятия решений при осуществлении государственного управления в области использования и охраны водных объектов;

7) государственная экспертиза предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, – проверка ее соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству;

8) государственный контроль за использованием и охраной водных объектов, который обеспечивает соблюдение следующих условий: порядка использования и охраны водных объектов; лимитов водопользования; стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов; режима использования территорий водоохранных зон; иных требований;

9) нормирование в области использования и охраны водных объектов: установление лимитов водопользования, разработка и принятие стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов;

10) лицензирование в области использования и охраны водных объектов;

11) государственное регулирование водохозяйственной деятельности. При осуществлении водохозяйственной деятельности водохозяйственные объекты могут быть переданы в хозяйственное ведение или оперативное управление государственным унитарным предприятиям.

13. Организационный механизм охраны окружающей природной среды.

Организационный механизм охраны окружающей природной среды включает основные мероприятия в данной области.

Осуществление нормирования в области охраны окружающей среды производится в целях:

1) государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды;

2) обеспечения экологической безопасности. Разработка, утверждение и введение в действие нормативов и нормативных документов осуществляется на основе современных достижений науки и техники. При этом учитываются международные правила и стандарты в области охраны окружающей среды.

Лицензированию подлежат отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды.

Экологическая сертификация проводится с целью обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ. Она может быть обязательной или добровольной.

Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду независимо от организационно—правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. Проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной (в том числе предынвестиционной) и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений.

Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды.

Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и за воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды, и обеспечения экологической безопасности.

39. Животный мир как объект правовой охраны.

Животный мир – совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.

Объектом животного мира является организм животного происхождения или популяция организмов.

Среда обитания животного мира – природная среда, в которой объекты животного мира пребывают в состоянии естественной свободы.

Использование объектов животного мира – изучение, добыча объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека, с изъятием их из среды обитания или без такового. Животный мир представляет собой достояние народов РФ, неотъемлемый элемент биологического разнообразия Земли, возобновляющийся природный ресурс, важный регулирующий и стабилизирующий компонент биосферы, всемерно охраняемый и рационально используемый для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан РФ.

Законодательство РФ в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на:

1) положениях Конституции РФ;

2) положениях федеральных законов об охране окружающей природной среды.

Федеральный закон «О животном мире» регулирует отношения в области охраны и использования объек тов животного мира.

Животный мир в пределах территории РФ является государственной собственностью. РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

На территории РФ проводятся:

1) государственный учет объектов животного мира в целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания. Государственный кадастр объектов животного мира – совокупность сведений об их географическом распространении, численности, характеристика среды обитания, информация об их хозяйственном использовании;

2) государственный мониторинг объектов животного мира – система регулярных наблюдений за их распространением, численностью, физическим состоянием; структурой, качеством и площадью среды их обитания. Цели: своевременное выявление и оценка изменений, предупреждение и устранение последствий негативных процессов и явлений для сохранения биологического разнообразия, обеспечение устойчивого состояния объектов животного мира и научно обоснованного их использования;

3) государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания в целях обеспечения соблюдения всеми юридическими лицами и гражданами требований законодательства об охране и использовании объектов животного мира.

Международные договоры как источники экологического права.

Важным источником экологического права является Декларация Рио по окружающей среде и развитию от 14 июня 1992 г.[1][2] В 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия) проходила Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Одним из основных документов, принятых на этой Конференции, была указанная Декларация. В ней сформулированы важнейшие принципы экологического поведения государств, которыми они должны руководствоваться.

Декларация Рио состоит из 27 принципов. Так, принцип 1 провозглашает, что забота о человеке является центральным звеном в деятельности по обеспечению устойчивого развития. Люди имеют право жить в добром здравии и плодотворно трудиться в гармонии с природой.

В Декларации зафиксировано суверенное право каждого государства на использование своих природных ресурсов, которое одновременно рассматривается и как обязанность сохранять при этом окружающую среду. С этим же положением связаны принципы 18 и 19. Государства незамедлительно уведомляют другие государства о любых стихийных бедствиях или других чрезвычайных ситуациях, которые способны привести к неожиданным вредным последствиям для окружающей среды в этих государствах.

Закреплено право на развитие, которое должно соблюдаться таким образом, чтобы адекватно удовлетворялись потребности нынешнего и будущих поколений в областях развития и окружающей среды. Очень важным представляется принцип 10, в котором сформулировано право каждого человека на информацию о состоянии окружающей среды. Принципы 11 и 13 касаются развития законодательства об охране окружающей среды. Государства принимают эффективные законодательные акты в области окружающей среды. Государства должны разрабатывать национальные законы, касающиеся ответственности за ущерб, наносимый жертвам загрязнения и других видов экологически вредной деятельности, и компенсации такого ущерба.

Международные договоры, являющиеся источниками экологического права, регулируют вопросы охраны окружающей среды, связанные с использованием не только внутригосударственных природных объектов, но и природных объектов, которые находятся вне национальной юрисдикции, сферы государственного суверенитета. К числу международных природных объектов относятся Мировой океан за пределами территориальных вод, континентального шельфа и экономических зон; Антарктида; атмосфера Земли; космическое пространство. Правовой режим таких международных природных объектов регулируется главным образом международными договорами.

Большое значение имеет международно-правовая охрана животного мира. Россия участвует в системе международно-правового регулирования сохранения диких животных, регулировании международного рыболовства, охраны живых ресурсов Мирового океана. Нашей страной подписан ряд многосторонних и двусторонних международных договоров, конвенций и соглашений в этой области: Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 г.)1; Соглашение о сохранении белых медведей (Осло, 15 ноября 1973 г.)[2][4]; Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 г.[4]; Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Вашингтон, 3 марта 1973 г.)[4], и многие другие.

Источниками экологического права являются международные договоры и соглашения, регулирующие вопросы охраны пограничных и трансграничных водных объектов. К ним, в частности, относится Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (Хельсинки, 17 марта 1992 г.)[4].

С помощью международных договоров обеспечивается сохранение морской среды. Например, Россия является участницей Конвенции о защите Черного моря от загрязнения (Бухарест, 21 апреля 1992 г.)[4] и Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря (Хельсинки, 22 марта 1974 г.)[4].

Необходимость охраны Мирового океана относится к числу глобальных экологических проблем. Способы их разрешения предусмотрены в Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (Лондон, 2 ноября 1973 г.)1; Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Москва — Вашингтон — Лондон — Мехико, 29 декабря 1972 г.)[2][4]; Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (Монтего- Бей, 10 декабря 1982 г.)[4] и проч., участником которых является Россия.

Глобальное значение имеют проблемы охраны атмосферы Земли, климата и озонового слоя Земли. Нашей страной подписаны Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (Нью-Йорк, 9 мая 1992 г.)[4]; Венская конвенция об охране озонового слоя (Вена, 22 марта 1985 г.)[4]; Заключительный акт Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой (Монреаль, 16 сентября 1987 г.)[4], и др.

  • [1] СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.
  • [2] Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  • [3] Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  • [4] Там же.
  • [5] Там же.
  • [6] Там же.
  • [7] Там же.
  • [8] Там же.
  • [9] Там же.
  • [10] Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  • [11] Там же.
  • [12] Там же.
  • [13] Там же.
  • [14] Там же.
  • [15] Там же.

5. Специфические черты экологического права.

Законодательство в области охраны окружающей среды определяет правовые основы государственной политики в этой области, обеспечивающие сбалансированное решение социально—экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Экологическое право регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

1) земли, недра, почвы;

2) поверхностные и подземные воды;

3) леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

4) атмосферный воздух, озоновый слои атмосферы и околоземное космическое пространство.

Граждане имеют право:

1) создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

2) направлять обращения в органы государственной власти и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

3) принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборах подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных акциях;

4) выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

5) оказывать содействие органам государственной власти в решении вопросов охраны окружающей среды;

6) обращаться в органы государственной власти и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

7) предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

43. Правовой режим особо охраняемых природных территорий.

Особо охраняемые природные территории определены законодательством РФ как участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Общественные отношения в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий с целью сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного мира, их генетического фонда, а также с целью изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния.

Законодательство РФ об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции РФ и состоит из законов «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях» и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектах РФ.

Имущественные отношения в сфере использования и охраны особо охраняемых природных территорий, организации и функционирования государственных природных заповедников, а также других природоохранных учреждений регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Кроме общих положений ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», предусмотрены правовые национальных парков, природных парков, памятников природы, особо охраняемых природных территорий, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно—оздоровительных местностей и курортов.

Введены следующие категории особо охраняемых природных территорий:

1) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

2) национальные парки;

3) природные парки;

4) государственные природные заказники;

5) памятники природы;

6) дендрологические парки и ботанические сады;

7) лечебно—оздоровительные местности и курорты. Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью. Они находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов РФ и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

Содержание права государственной собственности на особо охраняемые природные территории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливаются в порядке, предусмотренном ст. 129, 209 и 214 ГК РФ.

45. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий.

Особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Категории и виды особо охраняемых природных территорий (ООПТ): государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно—оздоровительные местности и курорты.

Государственный кадастр ООПТ – сведения о статусе этих территорий, их географическом положении и границах, режиме особой охраны, природопользователях, эколого—просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Это государственный свод регулярно обновляемых систематизированных данных, необходимых для управления ООПТ и обеспечения экологически безопасного развития регионов РФ. Ведется за счет средств федерального и местного бюджетов и внебюджетных источников.

Цели ведения: оценка состояния природно—заповедного фонда; определение перспектив развития сети данных территорий; повышение эффективности государственного контроля над соблюдением соответствующего режима; учет данных территорий при планировании социально—экономического развития регионов. י

Задачами Кадастра являются:

1) накопление и систематизация данных о существующих и перспективных ООП1;

2) мониторинг ООПТ;

3) анализ состояния и эффективности функционирования разных категорий ООПТ федерального, регионального и местного значения;

4) обеспечение информацией об ООПТ органов государственной власти федерального и регионального уровней, местного самоуправления, министерств и ведомств, государственных и общественных организаций, частных лиц.

Кадастр содержит сведения о:

1) правовом статусе и нормативной правовой базе функционирования ООПТ;

2) административной и ведомственной подчиненности;

3) задачах, возложенных на конкретные ООПТ;

4) охранных зонах ООП;

5) степени изученности и местах хранения информации о качественных и количественных характеристиках охраняемых природных комплексов и их элементов;

6) степени сохранности, угрожающих факторах и антропогенной нарушенности природных комплексов ООПТ и их компонентов;

7) структурных подразделениях и штатном персонале ООПТ как государственных природоохранных учреждений;

8) юридических или физических лицах, взявших на себя обязательства по обеспечению охраны ООПТ;

9) финансировании и материально—технической базе ООПТ;

10) последнем обследовании ООПТ.

19. Экономико—правовой механизм охраны окружающей сред.

Экономический механизм охраны окружающей природной среды выражается в том, что наряду с административно—правовыми средствами воздействия в него включаются экономические средства и методы, которые стимулируют субъектов природопользования к рациональному и бережному отношению к природе. Для решения данной задачи определено следующее:

1) планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

2) установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов;

3) установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

4) предоставление предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий, нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

5) возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

Целью механизма финансирования природопользования является развитие прямых и косвенных методов государственного регулирования данной.

На природоохранные цели: федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ; местные бюджеты.

Помимо основных источников финансирования, существуют и внебюджетные дополнительные источники поступления денежных средств на природоохранные цели. Ими являются внебюджетные экологические фонды. Такие фонды создаются в РФ, республиках в составе РФ, краях, областях, автономных образованиях, городах, районах.

Собственные средства для финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды вправе использовать отдельные предприятия, учреждения и организации.

Указанным субъектам Закон предоставляет право на формирование собственных экологических фондов за счет:

1) амортизационных отчислений по природоохранным сооружениям и объектам;

2) поступлений по искам в счет возмещения ущерба предприятию в результате нарушения природоохранных требований другими предприятиями;

3) за несвоевременный ввод в действие и низкое качество природоохранных объектов по вине подрядных организаций;

4) целевых банковских кредитов на природоохранные цели и др.

Экологическое страхование как элемент экономического механизма охраны природной среды – способ защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в случае наступления неблагоприятных последствий за счет денежных фондов, которые создаются страхователями.

Формы экологического страхования: обязательное; добровольное.

Литература[править|править код]

  • Ахатов А. Г. Экология и международное право.=Ecology & International Law.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. — 512 с. (тираж 1000), ISBN 5-214-00225-4
  • Выстробец Е.А. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и природных ресурсов. М.: Изв-воМНЭПУ, 2000.
  • Выстробец Е.А. Атлас международного природоохранного сотрудничества. На русском и английском языках. — Москва, Гаага 2001, 52 С: ил. +4 отд. л. карт формата А2. (недоступная ссылка)
  • [5]Практика Комитета по соблюдению Орхусской конвенции (2004-2008) / Под ред. А. Андрусевич, Т. Алге, К. Клеменс, З. Козак. — Львов. — 2008. — 78 с. (рус. и анг.)
  • Практика Комитета по вопросам соблюдения Орхусской конвенции (2004–2011) / Под ред. А. Андрусевич, Т. Алге, К. Конрад, З. Козак. — Львов. — 2012. — 238 с. (на англ. и рус.)
  • Справочник действующих международных соглашений Украины в сфере охраны окружающей среды (на укр. языке)
  • Андрусевич А. Конвенция Эспо: Трансграничная оценка влияния на окружающую среду. Пособие для граждан и их объединений. 2010
  • Кравченко С., Андрусевич А., Бонайн Дж. Актуальные вопросы международного права окружающей среды. Учебник для ВУЗов. 2002 (недоступная ссылка)
  • Трофимов В.Н. Военная и экологическая безопасность. Международное право и сила. М. Прометей, 1991, 131 с. –ISBN 5-7042-0552-6
  • Московская инициатива в развитие международного права окружающей среды (МИРмпОС) (полнотекстовые книги и статьи).
  • Центр интерэкоправа Евразийского научно-исследовательского института проблем права (ЦИЭП ЕврАзНИИПП) (структура, направления деятельности, списки публикаций).
  • Сайт специального докладчика СПЧ ООН по связи экологически ответственного управления опасными веществами с правами человека (англ.)

Охрана воздушной среды, озонового слоя и климата[править|править код]

Заключённый в Москве (СССР) Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 года, предусматривающий соответствующие ограничения режима испытаний ядерного оружия, исключал важный вид загрязнения атмосферы и вод Мирового океана.

С середины 80-х годов прошлого века принимаются меры по защите озонового слоя Земли. В 1985 году в Вене (Австрия) была принята Конвенция по защите озонового слоя. В 1987 году Конвенцию дополнил Монреальский протокол относительно веществ, приводящих к истощению озонового слоя. В нём предусматриваются ограничения на производство веществ, разрушающих озоновый слой.

В 1992 году под эгидой ООН на конференции в Рио-де-Жанейро (Бразилия) была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата, участниками которой к настоящему времени являются свыше 180 государств, а в 1997 году в Киото (Япония) Протокол к ней (Киотский протокол), обязывающий развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов. В 2011 году действие Киотского протокола было продлено на 5 лет.

Европейская Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 года, подписанная в Женеве (Швейцария), вступила в силу в 1983 году[7]. К Конвенции были приняты дополняющие её протоколы:

  • Протокол о борьбе с подкислением, эвтрофикацией и приземным озоном 1999 года;
  • Протокол по стойким органическим загрязнителям 1998 года;
  • Протокол по тяжёлым металлам 1998 года;
  • Протокол относительно дальнейшего сокращения серы 1994 года.
  • Протокол об ограничении выбросов летучих органических соединений или их транспортных потоков 1991 года;
  • Протокол об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков 1988 года;
  • Протокол о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков по меньшей мере на 30 процентов 1985 года;
  • Протокол касающийся долгосрочного финансирования совместной программы наблюдения и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие расстояния в Европе (ЕМЕП) 1984 года.

Источники международного экологического права.

Основные источники международного экологического права — это международный договор и международный обычай. Их значение и характер взаимодействия различны для разных этапов развития данной отрасли международного права.

В настоящее время имеется около 500 международных соглашений по различным аспектам охраны окружающей среды. Это многосторонние универсальные и региональные и двусторонние международные соглашения, регулирующие как общие вопросы защиты окружающей среды, так и отдельные объекты Мирового океана, атмосферы земли, околоземного космического пространства и т. д.

Межгосударственные отношения в сфере охраны окружающей природной среды регулируют также документы «мягкого» права. К ним можно отнести Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Стокгольмскую декларацию по окружающей человека среде 1972 г., Всемирную хартию охраны природы 1982 г., Декларацию РИО-92, ряд документов Всемирной встречи на высшем уровне и в Йоханнесбурге 2002 г.

Источником международно-правовой регламентации охраны природной среды является также международный обычай. Ряд резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, принятых единогласно, вбирают в себя нормы международного обычного права. Так, Генеральная Ассамблея в 1959 году приняла резолюцию, которая объявила мораторий на разработку минеральных ресурсов международного Района морского дна. Эта резолюция признается всеми государствами и должна ими неукоснительно соблюдаться.

41. Лицензирование пользования животным миром.

Объекты животного мира могут предоставляться юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии.

Приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории или акватории отдается российским юридическим лицам и гражданам РФ:

1) ранее осуществлявшим отдельные виды пользования животным миром на данной территории или акватории;

2) собственникам земель, землевладельцам и владельцам лесного фонда, располагающим соответствующими средствами и специалистами.

Лицензии выдаются специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Именная разовая лицензия представляет собой специальное разрешение на разовое использование определенных объектов животного мира с указанием места и срока его действия, количества допустимых к использованию объектов животного мира. Может выдаваться, кроме государственного органа, пользователями животным миром в пределах установленных им лимитов.

Долгосрочная лицензия – специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, которая связана с использованием и охраной объектов животного мира.

Определен следующий порядок выдачи долгосрочной лицензии на пользование животным миром:

1) подача заявки в орган исполнительной власти субъекта РФ; заявка содержит: сведения о заявителе; вид пользования животным миром; перечень объектов животного мира; границы и площадь территорий, необходимых для осуществления пользования заявленными для использования объектами животного мира; предполагаемый срок пользования животным миром;

2) согласование предоставления заявленной территории и условий ее предоставления с: собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории; специально уполномоченным государственным органом управления и использования водного фонда; заключение договора о предоставлении в пользование территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром;

4) выдача лицензии, содержащей: сведения о пользователе животным миром; перечень разрешенных к пользованию видов животного мира; перечень объектов животного мира, передаваемых в пользование; границы и площадь территории или акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром; условия пользования животным миром; срок действия лицензии.

Антимонопольными требованиями запрещено:

1) ограничение вопреки условиям конкурсов доступа к участию в них всех желающих приобрести право на пользование животным миром;

2) уклонение от предоставления лицензий на пользование животным миром победителям конкурсов.

29. Объекты и субъекты права пользования недрами.

Недра – это часть земной коры, которая расположена ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Пользователи недр:

1) субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества;

2) иностранные граждане;

3) юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами;

4) объединения юридических лиц, не имеющие статуса юридического лица, при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции.

Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр или с момента вступления в силу соглашения о разделе продукции при предоставлении права пользования недрами на таких условиях.

Пользователь недр вправе:

1) использовать участок недр для любой формы деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции;

2) самостоятельно выбирать формы этой деятельности;

3) использовать результаты своей деятельности;

4) использовать отходы своего горнодобывающего производства и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии или в соглашении о разделе продукции;

5) ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода;

6) проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах предоставленного горного отвода;

7) обращаться в соответствующие органы по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.

Пользователь недр обязан обеспечить:

1) соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ;

2) ведение геологической, маркшейдерской и иной документации;

3) представление геологической информации в фонды геологической информации;

4) безопасное ведение работ;

5) соблюдение утвержденных стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ;

6) приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;

7) выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами и др.

Охрана пространств за пределами национальной юрисдикции[править|править код]

Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике, подписанный в 1991 году в Мадриде (Испания), предусматривал объявление Антарктики «природным заповедником, предназначенным для мира и науки». В нём закреплялся также принцип строгого контроля государств за деятельностью их антарктических экспедиций.

Кроме этого, применительно к Антарктике действуют две конвенции: Конвенция о сохранении антарктических тюленей и Конвенция о сохранении антарктических морских живых ресурсов (см.предыдущий раздел).

11. Правовые формы использованиии природных ресурсов.

Использование природных ресурсов представляет собой эксплуатацию природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, а также все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.

Отношения, которые возникают в сфере охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами РФ, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

Рациональное использование природных ресурсов является одним из необходимо важных условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) и функций хозяйственного использования природных ресурсов является запрещенным.

Различают следующие виды пользования недрами:

1) региональное геологическое изучение, иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

2) геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3) разведка и добыча полезных ископаемых, а также использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

4) строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) образование особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно—оздоровительное и иное значение (таких, как научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

6) сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Для лиц, которые не являются собственниками водных объектов, а также в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов выделяются следующие виды водопользования:

1) долгосрочное пользование (от 3 до 25 лет);

2) краткосрочное пользование (до 3 лет);

3) ограниченное пользование (водный сервитут).

Формы водного сервитута:

1) публичная – каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами;

2) частная – ограничиваются права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *